Глеб Архангельский: «Мусор – это супертренд для бизнеса на ближайшие годы»
23 декабря, по приглашению ПАО «КАМАЗ» Глеб Архангельский встретился с предпринимателями города. Встреча прошла в форме «Делового ужина». Гуру тайм-менеджмента - так представили гостя. Но он сразу же сказал - для многих станет неожиданным то, что он выступит в новом качестве и с новой темой «Бизнес-идеи для инвестиций, актуальные в сложное время».
В первой части встречи Глеб Архангельский рассказал о своем видении, какие виды бизнеса в настоящее время могут иметь федеральные амбиции. То есть имеют шанс шагнуть в другие регионы страны и даже замахнуться на экспорт. И привел ряд практических примеров.
- «Бухло», еда, игры, натуральные ресурсы - вот во что следует вкладываться, - задал неформальный стиль общения гость. По его словам, не следует сейчас делать ставки на открытие торговых центров, особенно в моногородах, когда вся покупательская способность населения зависит от одного предприятия. В качестве примера он привел опыт общения с предпринимателем из Читы, где все завязано на «Российских железных дорогах». Но нетрудно перенести аналогии и на «Камазовские» Набережные Челны.
Далее он привел опыт двух компаний, которые делают мини-пивоварни. Эти проекты, на его взгляд сейчас - когда закрываются большие пивзаводы - имеют перспективы, так как крафтовое пиво пользуется все большим спросом. В качестве второго примера Глеб рассказал о малотоннажной нефтепереработке. Одна небольшая российская компания начала производство мини-заводов, которые умещаются в стандартный контейнер. В качестве потенциальных клиентов рассматриваются потребители со всей России. Это нефтепромыслы, куда часто доставляют топливо на вертолетах и вездеходах. А имея такой заводик, можно производить топливо самим из добываемой здесь же нефти.
Актуальны сети автозаправок: покупать сырую нефть и самим перерабатывать. И третий пример - заводы по переработке мусора. Тебе платят за то, что собираешь мусор, затем его перерабатываешь в стройматериалы, продаешь и опять получаешь деньги.
По мнению эксперта, мусор - это супертренд на ближайшие годы. Отсюда Архангельский вывел ряд критериев, которым должен отвечать инвестиционный бизнес. Это масштабированность - возможность и желание расширения. Интерес со стороны региональных властей с точки зрения социального эффекта, налоговой привлекательности (в этой части опять же интересны мусорные заводы и пиво). И умение «упаковывать» свои проекты, то есть переводить их с инженерного языка на язык бизнеса, уметь презентовать их представителям власти, инвесторам. Начиная от рекламного проспекта, заканчивая подготовкой пакета более сложных документов. А это, по мнению Архангельского, мало кто умеет из российских бизнесменов. Неслучайно во второй части встречи, отвечая на вопросы предпринимателей, специалист рассказал об этом более подробно.
Глеб Архангельский рассказал, что на «КАМАЗе» он проводит управленческий семинар.
- Мы с «КАМАЗом» уже давно работаем, - в частности сказал Глеб Алексеевич. - Первый раз у нас было обучение для топ-менеджеров «КАМАЗа» лет десять назад. То есть это давний и любимый наш клиент, который достаточно регулярно к нам обращается с теми или иными запросами - по тайм-менеджменту, по управленческим навыкам, по командной эффективности. И мы горды работой с «КАМАЗом». Вот я сегодня приводил в качестве примера компании международного уровня, «КАМАЗ» один из таких. По приглашению Рустама Минниханова, Президента РТ мы несколько раз приезжали в Татарстан, проводили мастер-классы для правительства республики. Адель Юнусович Вафин, министр здравоохранения, нас несколько раз приглашал, мы учили главврачей. А впервые с Набережными Челнами я познакомился, когда здесь был по приглашению Ильдара Халикова, тогда он был еще мэром. Он инициировал большой мастер-класс, на котором был и бизнес, и чиновники. То есть в Татарстан мы регулярно наведываемся.