Слово о роде Майоровых
Начало нового, третьего тысячелетия оказалось для меня очень удачным: в 2000—2002 гг. в Набережночелнинской типографии вышли в свет несколько моих книг. Во время одной из встреч работавшая в то время директором типографии Лариса Григорьевна Дмитрюк сказала, что со мной по очень важному вопросу хочет встретиться один молодой предприниматель.
Этим предпринимателем оказался генеральный директор АПП «Магнолия» Сергей Васильевич Майоров. Узнав, что я занимаюсь генеалогией, он во исполнение завещания своего отца попросил составить родословную семьи Майоровых, написать историю села Ильбухтино, где жили его предки, и населенных пунктов Федоровка, Белоус, в которых провел свою земную жизнь его отец Василий Яковлевич.
И в этом ничего удивительного не было. Сейчас многие изучают свою родословную. В Европе, например, многие семьи знают историю своего рода аж с XVII века. Почему же мы должны быть Иванами, родства непомнящими?
«Какого роду, племени будете, добрые люди?» — Помните, как часто этот вопрос встречается в народных сказках. А ведь эти слова очень актуальны и в наши дни. Каждый должен знать, кто были его прадеды, деды, родители, откуда пошел его род.
Кто мы? Откуда мы? Люди хотят найти ответ и на эти вопросы. А, не зная своих корней и ветвей, свою историю, ответить на подобные вопросы нельзя.
Приметой нашего времени является то, что повсюду восстанавливаются утраченные традиции, возрождается естественный интерес людей к своим предкам, внимание людей все больше привлекает изучение генеалогии, родословной, происхождения своих фамилий.
Не секрет, в обиходе частенько путают исконные русские наименования разных степеней родства и свойства. Понятия «внучатый брат», «пращур» или «золовка» у многих представителей молодого поколения вызывают недоумение — а ведь раньше они были естественны и общеупотребительны. Если в воспоминаниях, мемуарах XVIII или XIX веков мы встречаем словосочетания «мой пращур», то это не означает, что имеется в виду немыслимо далекий предок, а вполне конкретное лицо — отец прапрадеда, т. е. предок в шестом колене.
Пользуясь случаем, предлагаю поколенную роспись родства по русскому речению, составленную князем Михаилом Сергеевичем Путятиным в 1902 году, приведенную в таблицах 1, 2, 3 (стр. 7—9).
Составить генеалогическое древо не так просто. Из всех наших предков нам в лучшем случае известны лишь прадеды. А что за люди жили до них — сие есть тайна, покрытая мраком. Чтобы приподнять завесу этой тайны, я рылся в архивах Казани, Уфы, ездил в Ильбухтино, Белоус, Набережные Челны, разговаривал (сотни раз по телефону!) со старожилами, старейшими из рода. Ведь ту информацию, которую получаешь от них, не найдешь ни в одном архиве или государственном учреждении.
За время своих поисков я обзавелся новыми знакомыми. Много пищи для ума и сердца дали встречи с Анатолием Григорьевичем Дубровским — председателем эколого-краеведческого центра Прикамского территориального управления, Сергеем Владимировичем Морозовым — большим знатоком истории русских населенных пунктов всего Закамья.
Книги А. Г. Дубровского, В. В. Ермакова вызвали более глубокий интерес к истории села Ильбухтино, где вроде все обыденно и известно — и никакой тебе экзотики.
Встречи с Татьяной Викторовной Крапивиной (1918 года рождения, Ильбухтино), Евдокией Зиновьевной Баскаковой (1909 года рождения, Белоус) и другими помогли устранить некоторые белые пятна из истории села Ильбухтино и поселка Белоус.
Горько осознавать, что смутное советское время в стране приучило нас к безразличию к истории предков, потому что отцом народов для нас был Сталин, а дедушкой всех людей — Ленин.
Источник: Всемирные новости татар