Инвестиции в персонал в 2014 году снизили прибыль компаний — исследование PwC
Российское отделение PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовало результаты девятого ежегодного исследования эффективности системы управления персоналом Saratoga.
В 2014 уровень производительности труда в российских компаниях повысился. Значение выручки на одного сотрудника составило 13,4 млн рублей по сравнению с 11,8 млн рублей в 2013 году, сообщает агентство.
При этом, показатель прибыли на одного сотрудника сократился на 22%. Более чем у половины участников исследования этот показатель упал в среднем в 2,4 раза, сообщается в пресс-релизе компании.
Это обычная практика в условиях кризиса. В хорошие годы компании зарабатывают деньги, а когда наступает кризис, они начинают эти деньги потихоньку «проедать» говорит директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев: «Принципиально важно в этой ситуации не потерять заработанный капитал, а направить его на развитие и модернизацию». По словам Афанасьева, «Камаз» занимается этим сейчас: «Мы привлекаем государственные средства на занятость. Чтобы тратить свои деньги на производительность труда».
Аналитики PwC считают, что снижение прибыли в расчете на одного сотрудника привело к сокращению отдачи от инвестиций в персонал. Если в 2013 году каждый рубль инвестиций в вознаграждение и льготы сотрудников приносил компаниям 2,03 рубля, то в 2014 году этот показатель снизился до 1,46 рубля.
Сотрудники стали сильнее бояться увольнения и менее охотно покидать компанию по собственной инициативе. Произошло снижение значения коэффициента увольнений по инициативе сотрудника - с 17,4% в 2013 году до 11,6% в 2014. В 80% компаний численностью до 5 000 человек коэффициент увольнений по инициативе организации увеличился в среднем на 45%.
«Честно говоря, я не помню, чтобы мы вот так вот брали и увольняли сотрудников. Если только произошло какое-то ЧП, и то, это бывает крайне редко — раз в несколько лет», — рассуждает Председатель Совета директоров Набережночелнинского литейно-механического завода «Магнолия» Сергей Майоров. По его словам, на предприятии текучесть кадров происходит, в основном, по инициативе работников.
Более половины участников исследования отметили, что в их компаниях увеличилось на 41% количество часов обучения на одного сотрудника. 85% участников существенно увеличили количество часов обучения собственными силами. За счет использования такого подхода компании сократили расходы на обучение в расчете на одного сотрудника на 40% по сравнению с 2013 годом.
Многие компании постоянно вкладываются в семинары, обучение персонала. Потом происходит такая ситуация, когда работник с этим большим багажом уходит, рассказывает генеральный директор мебельной фабрики «Идея Комфорта» Иван Шигин: «Для малых компаний это конечно непростой момент. Работники нашей фабрики тоже проходят обучение. Своих специалистов мы возим заграницу: в Германию, Турцию».
По словам Шигина, нередко работники не оценивают старания работодателя: «Поэтому сейчас мы стараемся больше привлекать наиболее опытных специалистов к наставничеству. Мы не перестаем отправлять работников и за рубеж на обучение».
На «Камазе» число обучаемых увеличилось в разы, рассказывает Афанасьев: «В дни простоя у нас порядка нескольких тысяч работников проходят обучение. В основном мы ориентируемся на собственные силы. Но их на всех обучаемых невозможно распределить. Поэтому также привлекаем сторонних специалистов с их семинарами».
Опрос Saratoga: 93 компании в 15 отраслях экономики
Специалистами PwC были собраны данные 93 компаний в 15 отраслях экономики (финансовые услуги, производство, ТЭК, товары народного потребления, автомобильный сектор, сектор телекоммуникаций и высоких технологий и пр.) У 75% компаний, которые участвовали в исследовании численность персонала больше 2000 человек. Ответы респондентов оценивались по более чем 100 показателям - результатам 2014 финансового года. Эти данные сравнили с цифрами 2013 года
Источник: Kazan First