Путин устроил «живое обсуждение» среди предпринимателей и чиновников
Путин закончил встречу с предпринимателями, приехавшими на Петербургский экономический форум. Она продолжалась около двух часов. Президент остался очень доволен «живым обсуждением». Он позвал на встречу средние и малые промышленные предприятия и своих чиновников, по сути столкнув их друг с другом: бизнес жаловался, а чиновники отвечали. Бизнесмены высказали все свои накопившиеся жалобы, причем президент не всегда занимал сторону чиновников, поддерживал то бизнес, то свой кабинет, в особенности Минфин.
У подчиненных не всегда была единая позиция: министр финансов Антон Силуанов спорил с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым или помощником президента Андреем Белоусовым. Так, один из гостей попросил ввести ускоренную процедуру возмещения НДС для экспортеров (так же, как и на внутреннем рынке, без обязательного подтверждения экспорта таможней). Белоусов взял микрофон и «сдал» Минфин: заявил, что идея разумная, закон давно есть и уже внесен в Госдуму, но Минфин против - боится якобы больших выпадающих доходов (около 200 млрд руб.). Силуанов, сидевший за Белоусовым, тут же подскочил и сам взял микрофон: он объяснил, что есть большие риски фиктивного экспорта, поскольку с НДС могут мошенничать.
«Так и проходят наши рабочие совещания, мы, по сути, позвали вас на наше внутреннее совещание», - улыбаясь, отметил Путин, выслушав их обоих. Действительно, встреча была очень похожа на совещание открытого правительства с участием крупного бизнеса, только модерировал встречу лично Путин - тот, кто принимает последнее решение.
Президент пообещал такой формат встреч продолжить и дальше - даже попросил Белоусова устроить семинар с участием бизнеса и чиновников.
Чего хочет бизнес и кого он боится
Главные жалобы и предложения бизнеса - по налогам, налоговому администрированию и действиям ФАС.
На ФАС бизнес жаловался чуть ли не со слезами. Один из экспортеров рассказал о проблеме: антимонопольная служба следит за равнодоходностью экспорта, за тем, чтобы цены экспорта продукции не отличались от цен внутреннего рынка. Часто контракты привязаны к «мягкой» валюте, например к юаню, который постоянно изменяется, и в такой ситуации гарантировать равнодоходность невозможно. Президент сначала подумал, что речь идет о контроле за налоговыми схемами: чтобы экспортеры не занижали цену экспорта и не аккумулировали неналогооблагаемую прибыль за рубежом. Но Белоусов уверил президента, что проблема именно с ФАС, и напомнил, что за нарушение следуют огромные оборотные штрафы. Это сейчас главное препятствие для экспорта, причем экспорта обработанной продукции - это может просто его остановить, солидарен Белоусов. Президент сказал, что впервые слышит о проблеме - правда, месяц назад на встрече с «Деловой Россией» бизнес уже поднимал этот вопрос, и Путин тогда занял позицию ФАС. На этот раз он попросил разобраться в вопросе.
После встречи предприниматели атаковали Улюкаева и Белоусова – штрафы огромные, бизнес различается, и они не верили, что проблему быстро решат . «Я с вами согласен, но вы же видели: решение первого лица есть, лед тронулся», - успокаивал их тихим голосом Улюкаев.
Про другую проблему с ФАС напомнил заместитель гендиректора «Аргус-спектра» Михаил Левчук: историей про штраф за антимонопольные нарушения для производителя стиральных машинок он насмешил даже президента.
ФАС выписала компании штраф в размере 36 млн руб.: на взгляд службы, производитель машинок занимает на рынке монопольное положение и пользуется конкурентным преимуществом. «Предлагая более низкие, чем на рынке, цены, а также продукцию, более удобную и легкую в использовании», - зачитал Левчук заключение ФАС.
Путин на этом месте заливисто рассмеялся. «Без комментариев», - сначала ответил он сквозь смех. Потом спохватившись - именно его комментарии были нужны бизнесу прежде всего, - ответил: сама служба выполняет очень важную роль, конкуренция – это самое важное, но если действительно есть такие перегибы, то с этим надо разобраться.
Поддержать доллар
Экспортеры просили президента «поддержать доллар» - чтобы рубль не укрепился. Но тут Путин защитил финансовые власти: «Должен воздать должное правительству, правительство очень поддерживает такой тезис, который вы сейчас сформулировали». Здесь нельзя переборщить - чрезмерное ослабление валюты имеет негативные последствия для экономики, считает президент. Но пока недостаточно средств для поддержки экспортеров, мы эти инструменты будем совершенствовать и дальше, но понятно, что курсовые разницы мощнее действуют, чем любые меры бюджетной поддержки, признал Путин.
У ЦБ много всяких способов увеличить денежную массу: начали скупать валюту, чтобы пополнить резервы, напомнил он, пообещав применять эти меры поддержки и дальше.
Источник: Ведомости