«Челнинцы ездят шабашить в Елабугу и Альметьевск»
Статистика «потеряла» в автограде 3,8 тыс. человек — они ушли то ли на пенсию, то ли на серый рынок, считают эксперты
Сокращение численности работающего населения зафиксировали опубликованные накануне исполкомом автограда итоги социально-экономического развития города. Эксперты «БИЗНЕС Online» предполагают, что кадры тают не столько по выслуге лет, сколько на сером рынке и в трудовой миграции: где раньше ползарплаты получали в конверте, там сегодня работают и вовсе без трудовых книжек. Учитывая темп ликвидации юрлиц, который за год вырос в 2,5 раза, звучит правдоподобно.
СТАТИСТИКУ ПОДМОЧИЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ
Отчет администрации Набережных Челнов по итогам 8 месяцев года составлен на позитиве — почти по всем отраслям, как и в целом по социальным и макроэкономическим показателям, проставлены плюсы. Промышленность в совокупности выпустила продукции на 130,4 млрд. рублей, в сопоставимых ценах нарастив производство по сравнению с августом прошлого года на 19,3%. Основная доля в рублях остается за машиностроителями — 74,8 млрд. рублей. Согласно отчету КАМАЗа за те же 8 месяцев, продажи автогиганта выросли на 18,3 тыс. единиц автотехники, показав рост 26% к аналогичному периоду прошлого года. На российском рынке ушло 15,5 тыс. единиц (плюс 37% к показателям 2015 года), за счет чего доля КАМАЗа на внутреннем рынке грузовиков 14 - 40 т увеличилась до 59% (в августе прошлого года доля составляла 48,5%). В августе компания заработала 1,2 млрд. рублей чистой прибыли, сократив убыток по итогам 8 месяцев до 946 млн. рублей, хотя, как сказано в официальном релизе, финансисты прогнозировали убыток в размере 2,5 млрд. рублей (в 2015 году за январь-август КАМАЗ потерял 2,7 млрд. рублей). Также автогигант отчитался о тратах в 4,9 млрд. рублей в 2016 году на модернизацию и реинжиниринг. На втором месте по объемам производства идут энергетики — 10,3 млрд. рублей, которые тем не менее пока сработали хуже предыдущего года (-0,6% по объемам отгрузки). «Пищевка» сработала с ростом на 25%, отгрузив продукции на 9,7 млрд. рублей, «бумажники», представленные народным предприятием КБК, прибавили 19,2%, показав объем на уровне 6 млрд. рублей.
Впечатляюще просели за это время лишь производители стройматериалов, потеряв 32,2% отгрузок по сравнению с прошлым годом, — их индекс промышленного производства составил к началу сентября 60,8, в рублях они отгрузили продукции на 1,6 миллиарда. Само строительство между тем чувствует себя уверенно — в отчете исполкома показан рост в сопоставимых ценах на 5% до 17,4 млрд. рублей, хотя в этом году позиция сформулирована не вполне однозначно: «С досчетом на малое предпринимательство и неформальную экономику».
КУДА ДЕЛИСЬ 3 ТЫС. СОКРАЩЕНЦЕВ?
Вопросы, однако, оставляет статистика численности трудоустроенных. Экономисты исполкома отписались одновременно и об уменьшении штата крупных и средних предприятий города, и о сокращении официальных безработных при том, что малых предприятий стало больше всего на 1,5% (рост на 286 юрлиц до 19,3 тыс.), а количество индивидуальных предпринимателей даже сократилось за год на 400 человек, или 2,4%, до 15,6 тыс. ИП. В цифрах это выглядит так: крупный и средний бизнес автограда вывел из штатного расписания более 3 тыс. человек (2,3%), плюс с биржи труда за год ушли 800 человек (-30,6%), снизив уровень официальной безработицы до 0,68%. Вряд ли можно рассчитывать на то, что эти 4 тыс. человек, исключая новых пенсионеров, осели на официально зарегистрированных малых предприятиях и на белой зарплате. ОООшки если и прибавили в числе, то несущественно на фоне глубоко отрицательной тенденции: в течение 8 месяцев ликвидация юрлиц достигла 255% по сравнению аналогичным периодом 2015 года, а регистрация новых просела в том же сравнении на 8,2%. На просьбу прояснить вопрос о том, могли ли бывшие работники КСП вместиться в эти малые предприятия, начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома Набережных Челнов Гузель Гилязова ответила, что сравнивать общее количество зарегистрированных и ликвидированных ИП и ООО на определенную дату некорректно без учета их миграции. Отметим, что официальный отчет исполкома никакого анализа миграции также не предлагает.
Как сообщили «БИЗНЕС Online» в центре занятости населения автограда, с начала года фактически сокращенных и впоследствии не трудоустроенных челнинцев насчитывается 299 человек, из них 66 — пенсионеры, и до конца года планируется сократить (согласно заявкам работодателей) еще 349 человек. Директор центра занятости населения Набережных Челнов Татьяна Быданова объясняет снижение официальной безработицы успешным трудоустройством граждан. «Да, у нас безработных стало меньше, — подтверждает Быданова. — Большинство людей трудоустроено, потому что у нас на сегодняшний день более 5 тысяч вакансий — их количество увеличилось втрое. Фактически сегодня приходится по три места на одного человека, стоящего на учете».
Однако предоставленные биржей труда данные о сокращениях слабо коррелируют со статистикой исполкома, в которой речь идет о 3 тыс., безвозвратно покинувших только КСП с учетом всех трудоустройств. Как пояснила «БИЗНЕС Online» Гилязова, кадровый состав КАМАЗа за истекший период ужался менее чем на половину от опубликованной цифры — на 1,4 тыс. человек, из которых сокращены были лишь 24 человека. Иначе говоря, все ушли на пенсию. «В то же время надо учесть, что количество работников, вышедших на заслуженный отдых по сравнению с аналогичным периодом увеличилось на 4329 человек, — сказано в ответе Гилязовой. — Численность трудоспособного населения на 1 января 2016 года по сравнению с аналогичным периодом уменьшилась на 6592 человека и составила 307,5 тысячи человек». Из них, по данным исполкома, в КСП на 1 августа работали 128,9 тыс. человек.
«ПРОБИВАЕШЬ ПРЕДПРИЯТИЕ — БАНКРОТ, А РЕАЛЬНО ОНО РАБОТАЕТ...»
Часть независимых экспертов соглашается с официальной версией о старении трудоспособного населения. В частности, Сергей Майоров — Председатель Наблюдательного совета Агентства по привлечению инвестиций г. Набережные Челны, считает, что места пенсионеров просто некому занимать.
«У нас в целом наблюдается большое выбытие персонала по возрасту, — отмечает Майоров. — Несмотря на кризис, сейчас дефицит высокотехнологичных рабочих специальностей. Люди, которые работают на пенсии, потихонечку уходят с производства, тем более предприятия этому всячески способствуют. А притока в эти специальности нет. Отсюда и постоянное наличие большого числа вакансий на бирже, а эти вакансии заполнять некому. Плюс молодежь уезжает и назад не возвращается. Эта кадровая проблема только обостряется с каждым годом. Выход один — создавать высокотехнологичное роботизированное производство для сокращения рабочих мест. Точнее, не на улицу людей выкинуть, а поднять производительность труда. Выработка на одного человека интересует, а не количество рабочих мест».
Касательно пусть небольшого, но роста новых юрлиц Майоров считает, что следовало бы добавить еще один показатель — срок жизни новых компаний. «Ликвидируются, как правило, компании поменьше, а те люди, что в них работали, — им по силам самим что-то делать. Потому еще более мелкие компании регистрируются в большем количестве. Дело в том, что и мировая тенденция сегодня такая — срок жизни продукта сокращается, а вместе с этим и срок жизни компании. Взять даже iPhone — видите, обновляемость какая. То есть потребитель диктует свои требования. И если раньше кто-то годами выпускал обычные тазики и все было хорошо, то теперь, значит, нужны какие-то инновационные тазики».
Гораздо менее привлекательную картину рисует директор камского центра социальных и бизнес-технологий «Развитие» Елена Машкова, которая по результатам социсследований говорит о росте серого рынка труда и миграции кадров из автограда. «В качестве гипотезы могу предложить усиление кадрового движения внутри агломерации. Челнинцы сегодня ездят на заработки и в Елабугу, и в Альметьевск, причем не только на предприятия, но и шабашат на частников, — рассказывает Машкова. — Я делала опрос напротив рынка „Караван“, где стоят безработные, так многие из них работают на частников по всему Закамью. В августе мы закончили опрос в ОЭЗ „Алабуга“. На 16 предприятиях, в том числе крупных, уровня Hayat, я спрашивала, откуда приезжают работники. Выяснилось, что основная масса — не елабужане, а приезжие. Едут из всех районов Татарстана, в том числе из Набережных Челнов. Кроме того, мы прошли 400 компаний и увидели такую вещь: приезжаем на действующее предприятие, в частности, на промзоне, у них официальная численность менее 10 человек, а в цехах — много ручного труда, явно работает 25 - 30 человек. Работодатель объясняет, что это люди, которым самим невыгодно трудоустраиваться. Они либо на учете стоят, либо пенсионеры... И таких предприятий много. По мебельному рынку очень высокая серая занятость, порядка 60 процентов. По базе „Контур-Фокус“ пробиваешь, предприятие — банкрот, а реально оно работает. Серый рынок труда был всегда, но сейчас масштабы его значительно выросли. Если раньше людям зарплату в конвертах отдавали частично, то сейчас устраивают вообще без трудовой книжки».
Переходом на серые схемы работы объясняет пропажу тысяч работников и коммерческий директор ООО «Домкор» Юрий Мочалин, который также прокомментировал «БИЗНЕС Online» проблемы производителей стройматериалов. «Конечно, падение объемов производства стройматериалов не чем иным, кроме как снижением спроса, объяснить нельзя, — считает Мочалин. — В первую очередь речь идет о снижении спроса на рынке индивидуального домостроения. Те домохозяйства, которые собирались строиться в этом году, видимо, решили отложить это на более далекую перспективу. Спад по городу идет даже несмотря на то, что наше предприятие лишь увеличило объемы выпускаемой продукции. Кроме того, мы видим спад и строительно-монтажных работ на рынке жилья. Наверное, общий рост СМР достигнут за счет каких-то других объектов — промышленных, социальных».
Источник: «БИЗНЕС Online»