Киборги возвращаются: Татарстан построил беспилотный маршрут на КАМАЗах и ЭНИКСе
Международная промышленная выставка «Иннопром», считающаяся крупнейшей в России площадкой инноваций в промышленности, не обошлась без участия Татарстана. На второй день работы «Иннопрома-2016» министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов представил проекты будущей экономической эпохи — разработки беспилотных транспортных средств. Им еще далеко до массового использования в бизнесе, но зато близок час защиты на получение федеральных субсидий в курирующем их ведомстве, минпромторге РФ.
Первый татарстанский подписант «Иннопрома-2016»
Во вторник в выставочном центре «Екатеринбург-Экспо» продолжила работу международная промышленная выставка «Иннопром-2016». Второй день отличился масштабной деловой программой, которая включила в себя подписание многих важных соглашений, участие в бизнес-форумах, пленарные дискуссии. Так, председатель правления машиностроительного кластера Татарстана Сергей Майоров подписал соглашение о сотрудничестве с президентом Национальной ассоциации участников рынка робототехники Виталием Невельским. Соглашение предусматривает обмен коммерческой, технической и иной информацией в области промышленной и сервисной робототехники и машиностроения. Как заявил «Реальному времени» Сергей Майоров, ежегодный оборот машиностроительного кластера, объединяющего 79 предприятий малого и среднего бизнеса РТ, достиг 20 млрд рублей, что позволяет замещать ручной труд на предприятиях автоматизированными роботами. Это стало первым соглашением Татарстана на «Иннопроме-2016».
Но главным событием дня стало заседание координационного совета по промышленности под председательством главы минпромторга РФ Дениса Мантурова, на которое съехались ключевые спикеры форума. Основная повестка — развитие промышленного интернета в России. Правда, участники дискуссии заметно трансформировали исходную тему, взглянув на нее сквозь призму фантастического будущего «железного» производства. Министр промышленности и торговли Альберт Каримов заявил, что «Индустрия 4.0 — это переход к созданию интеллектуальных заводов (Smart Factory), где каждый компонент производственной системы превратится в активных пользователей интернет». «В «умных фабриках» машины будут понимать свое окружение и смогут общаться по единому сетевому протоколу между собой, а также с логистическими и бизнес-системами поставщиков и потребителей. Такая система способна самостоятельно управлять производственным процессом без вмешательства человека», — сказал он.
Впрочем, это лирическое вступление явилось всего лишь прелюдией к изложению главных тезисов Каримова. Он заявил, что Татарстан намерен усиливать свои компетенции в развитии беспилотной транспортной техники в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.
Несмотря на кажущуюся коммерческую виртуальность, это направление усиленно поддерживается федеральными властями. Осенью прошлого года четыре «дорожные карты» Национальной технологической инициативы (НТИ) были одобрены президиумом Совета по модернизации экономики и инновационному развитию во главе с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым. Из бюджета на их реализацию обещалось выделить 10 млрд руб. взамен на то, что первые проекты беспилотного авиа- и автотранспорта должны начать работать уже в 2016 году. Правда, неизвестно, когда будут распределены эти средства, но, судя по частоте обсуждений этой темы на крупных федеральных форумах, защита еще впереди.
Беспилотные эксперименты Татарстана
Министр промышленности и торговли Альберт Каримов вчера фактически отчитался обо всех достижениях в этой сфере. По его словам, на данный момент активными исследованиями в области автоматизации транспортных средств занимается ПАО «КАМАЗ», который разработал прототип беспилотного автомобиля. «Год назад на предприятии приступили к первым тестовым испытаниям беспилотника. Компания к 2020 году планирует начать выпуск опытно-промышленных партий магистральных тягачей и автобусов с системой ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, Современные системы содействия водителю) для движения по фиксированным маршрутам. В 2017 году планируется выпустить первые роботизированные автомобили для МЧС, в 2018 году — роботизированные шасси «КАМАЗ» для добывающей отрасли».
По словам Альберта Каримова, компетенциями в области разработки и производства беспилотных авиационных комплексов различного назначения обладают казанские компании АО НПО «ОКБ им. М.П. Симонова», ЗАО «ЭНИКС» и ОКБ «Авиарешения». В частности, ОКБ им. М.П. Симонова ведет разработку проекта «Создание и внедрение в эксплуатацию комплекса воздушного мониторинга протяженной инфраструктуры арктического и других регионов на базе беспилотных воздушных судов со взлетной массой более 7 тонн». Важно, что этот проект получил положительную оценку Экспертного совета Национальной технологической инициативы АэроНэт. ЭНИКС специализируется на разработке комплексов воздушной разведки ближнего действия, которые поставляются в том числе на станции «Северный полюс». А компания «Авиарешения» имеет компетенции в области создания беспилотных авиакомплексов для сельского хозяйства. Предположительно, этой осенью компания представит первый образец комплекса для опыления полей химическими растворами. На нужды сельского хозяйства работает компания Cognitive Technologies: совместно с производителем комбайнов «Ростсельмаш» и агрохолдингом «Союз-Агро» реализуется проект по созданию «умного» агрохолдинга «Агрополис». Целью проекта является создание беспилотных тракторов и комбайнов, первые промышленные образцы которых будут разработаны до 2018 года. Одним словом, к этому сроку, а может быть и раньше, Татарстан сможет представить практические результаты своих экспериментов. Возможно, что уже сейчас закладывается та техника, которая будет необходима через 10 лет.
«Слепые зоны» Альберта Каримова
Альберт Каримов не обошел и «слепые зоны», которые могут помешать быстрому развитию рынка беспилотных транспортных средств. «Для развития прорывных инновационных технологий необходимо иметь не менее прорывное законодательство. Беспилотные автомобили должны на законных основаниях тестироваться на дорогах общего пользования, а беспилотные летательные аппараты — в воздухе», — сказал он.
Не решена проблема подготовки сертификационного базиса для применения беспилотных воздушных судов в общем (несегрегированном) воздушном пространстве. В настоящее время в Татарстане ОКБ им. Симонова разработаны основы сертификационного базиса беспилотных воздушных судов взлетной массой до 7,5 т. Указанный сертификационный базис обеспечит создание систем воздушного мониторинга сверхпротяженных инфраструктурных объектов и транспортных коммуникаций.
Говоря о проблеме безопасности движения беспилотника на дорогах, он отметил отсутствие так называемых «умных» дорог и, как следствие, необходимость оснащения дорог интеллектуальными системами. Между тем специалисты считают, что беспилотникам достаточно будет «видеть» свежую износостойкую разметку и четкие знаки, которые всегда будут безошибочно считываться аппаратами.
Источник публикации: Реальное время