Промпроизводство в Челнах практически во всех отраслях незначительно, но выросло. Правда, даже до уровня 2014 года ещё далеко
На днях управление экономического развития и поддержки предпринимательства Набережных Челнов опубликовало отчет по социально-экономическому развитию города за первые четыре месяца этого года. Статистика показывает, что на предприятиях города растут объемы производства, увеличивается количество заказов. Говорить об окончании кризиса и экономической стабильности пока очень даже рано, но незначительный рост промпроизводства (когда оно везде падает) — это хороший сигнал. Важно, что открывшийся в апреле завод по производству холодильников китайской Haier в статистике и росте промпроизводства участия пока не принимает. Его результаты станут видны во втором квартале.
С января по апрель 2016 года индекс промышленного производства (ИПП) вырос на 4,7% в сопоставимых ценах. Объемы промышленных продаж — 57,2 млрд рублей. За те же месяцы прошлого года объем отгруженной продукции составлял 49,4 млрд рублей — тогда ИПП был на уровне 78 процентных пунктов. Чтобы по итогам года вернуться к объемам хотя бы 2014 года, надо чтобы индекс промпроизводства вырос в сопоставимых ценах ещё на 17,3%, что в нынешних условиях практически невозможно. Даже на «Камазе», который уверенно наращивает долю на рынке российской грузовой техники, оптимистично предсказывают рост своих продаж на 10%.
Больше всего выросли объемы продаж в таких отраслях, как:
- целлюлозно-бумажная промышленность — ИПП на уровне 111,3%;
- пищевая промышленность — 111,6%;
Хорошо подросли объемы продаж у производителей транспортных средств и оборудования — ИПП составляет 105,2%.
Противоположные показатели у производителей цемента, стекла, бетона и прочих неметаллических минеральных продуктов — эти отрасли упали на 58,6%. Сезон активного строительства начнется только в мае, поэтому есть надежда, что эти показатели вырастут уже в следующем квартале.
Только с начала года в Челнах было проведено более 30 дней поставщиков — предприниматели города могли пообщаться с крупнейшими закупщиками России — РЖД, например.
Именно активное движение предприятий вперед, выход на новые рынки подтолкнул экономику к росту, говорит председатель Ассоциации машиностроителей Татарстана Сергей Майоров: «Те предприятия, которые сегодня остались на плаву, в принципе очень серьезно поработали над диверсификацией своей продукции, заказчиков». Сейчас осваиваются новые рынки — сельскохозяйственного машиностроения, судостроения, предприятия выходят на рынок приборостроения в качестве поставщиков комплектующих.
Значимую роль в восстановлении экономической ситуации города сыграло и градообразующее предприятие Челнов. «Лучше работает “Камаз” – лучше работают все предприятия города. Взаимосвязь прямо пропорциональная», — говорит Майоров.
По данным исполкома, наибольший объем товаров отгрузили предприятия, производящие транспортные средства и оборудование — на 30,2 млрд рублей, показатели выросли на 16,8%.
Похожие показатели и у рынка тяжелых грузовиков — по разным оценкам от 10 до 17%.
Ситуация лучше, чем в прошлом году, но 10% — очень мало, говорит директор департамента по связям с общественность «Камаза» Олег Афанасьев. В целом это значительно медленный рост, чем у «Камаза». По итогам четырех месяцев 2016 года объемы продаж в России и за рубежом выросли на 30%, говорит топ-менеджер предприятия: «Первые три месяца прошлого года были провальными, потому что после ажиотажного спроса в ноябре-декабре 2014 года на январь, февраль и март люди просто затаились — была большая девальвация валюты, ситуация была достаточно напряженная с точки зрения экономических моментов. В этом году ситуация более-менее стабильная, мы чувствуем рост», — считает Афанасьев.
Но роста удалось достичь не только за счет спокойной ситуации в экономике — произошло значительное перераспределение долей на рынке тяжелых грузовиков. «По итогам первого квартала прошлого года у нас было около 50%, а в этом — уже 62%. Мы вывели новый модельный ряд на рынок, который сейчас тоже очень активно продается и в сегменте магистральных тягачей мы достигли показателя уже в 42% рынка».
За счет правильной позиции по экономии, по модельному ряду предприятию удалось достичь более стабильного роста. Но после обвала рынка в 2015 году на 50-60% рост в 10% — скромный показатель. «Говорить о том, что на рынке произошло какое-то оживление или что мы видим свет в конце тоннеля, пока не стоит. 2015 год был совсем провальным, до показателей 2013-2014-х годов рынок еще не вернулся и, по нашим прогнозам, будет возвращаться еще несколько лет», — рассказал Афанасьев.
В целом прогнозы оптимистичны — и статистика, и сами предприниматели города отмечают увеличивающееся количество заказов, восстановление связей с заказчиками, которые занимали выжидательные позиции.
«Наш город промышленный, и те продукты, что производит наша городская промышленность — “Камазы”, спецтехнику, все, что связано с промышленным производством — оно не может быть невостребованным. Сейчас как раз наступает та пора, когда именно промышленный потенциал города будет как нельзя кстати с точки зрения роста», — говорит финансовый директор «Проминдустрии» Николай Атласов.
Источник пуюликации: KazanFirst